Никакие создания рук человеческих, никакие памятники, города или храмы не могут сравниться по способности сохранять первоначальные формы даже с самыми гибкими религиозными традиииями. Будь это древнеегипетские "Тексты пирамид, еврейская Библия или Веды, такие традиции относятся к самым нетленным творениям человека: это корабли познания, путешествук›шие сквозь время.
Последние хранители древнего религиозного наследия Перу — инки, чьи верования и "идолища" были искоренены, а сокровища разграблены в течение тридцати страшных лет после испанского завоевания в 1532 году. Слава Богу, некоторые из первых испанских путешественников предус-мотрительно и честно попытались задокументировать предания инков, прежде чем они были полностью забыты.
Хотя в то время на них мало обращали внимания, некоторые из преданий очень ярко характеризуют великую цивилизацию, которая, как считали, существовала в Перу за тысячи лет до этого . Таким образом сохранилась память о цивилизации, основанной виракочас, теми самыми загадочными существами, которые разрисовали пустыню Наска.
"МОРСКАЯ ПЕНА"
К моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась вдоль Тихоокеанского поберєжья и по высокогорьям Кордильер от нынешпей северной границы Эквадора по всей территории Перу и достигала на юге реки Мауле в центральном Чили Удаленные уголки этой империи соединялись протяженной и разветвленной сетью дорог; к ним относились, например, две параллельные магистрали "север-юг", одна из которых тянулась на 3600 километров вдоль побережья, а другая, такой же длины, через Анды. Обе эти великие магистрали бьши вьшощены и соединялись большим количеством поперечных дорог. Любопытной чертой их инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были продуктом развитого, дисциплинированного и амбициозного обшества. По иронии судьбы, эти дороги сыграли важную роль в падении импєрии, поскольку испанские войска, ведомые Франсиско Писарро, успешно использовали их для беспощадного наступления в глубь земель инков.Столицей империи был город Куско, чье название на местном яэыке кечуа означает "пуп земли". Согласно легенде, его основали Манко-Капак и Мама-Окло, двое детей Солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу Солнца Инти, наиболее почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки считагшсь авторами рисунков Наска, а само его имя означает "морская пена".Несомненно, простым совпадением является то, что греческая богиня Афродита, рожденная из моря, бьша названа в честь морской пены ("афрос"). Тем более что жители Кордильер всегда бескомпромиссно считали Виракочу мужчиной, это известно наверияка. Ни один историк, однако, не в состоянии сказать, сколь древним был культ этого божества к тому моменту, когда испанцы положили ему конец. Такое впечатление, что он существовал всегда; во всяком случае, задолго до того, как инки вюпочили его в свой пантеон и построили посвященный ему величественный храм в Куско, существовшш свидетельства, что Великому богу Виракоче поклонялись все цивилизации в долгой истории Перу.
ЦИТАДЕЛЬ ВИРАКОЧИ
Покинув Наску, мы с Сантой прибыли через несколько дней в Куско, на место храма Кориканча, посвященного Виракоче в доколумбову эру. Разумеется, сам храм давно исчез или, если быть более точным, был погребен под на-пластованиями позднейших сооружений. Испанцы сохранили прекрасный фундамент инков и нижнюю часть немыслимо прочных стен, возведя на них собственный грандиозный колониальный собор.Подходя к собору, я вспоминал, что некогда здесь стоял храм инков, покрытый 700 листами чистого золота, каждый из которых весип около двух килограммов, а просторный двор его был "засажен" целым полем золотой кукурузы. И не мог не сопоставить это с храмом Соломона в далеком Иерусалиме, который, как утверждают, тоже был украшен золотой кровлей и чудесным садом из золотых деревьев.Землетрясения 1650 и 1950 годов почти полностью разрушили испанский собор Святого Доминго, стоявший на месте храма Виракочи, и оба раза приходилось отстраивать его заново. Однако фундамент и нижние стены, сооруженные инками, всегда оставались целым и благодаря особенностям конструкции, основу которой составляла элегантная система перевязки многоугольных блоков. Эти блоки да еще общее очертание в плане, вот, пожалуй, и все, что осталось от первоначального сооружения, если не считать восьмиугольной платформы из серого камня посередине просторного прямоугольного двора, покрытой некогда 55 килограммами золота. С двух сторон двора находятся оставшиеся от храма инков помещения изяшной архитектуры со сходящимися кверху стенами и украшенными прекрасной резьбой нишами из гранитного монолита.Мы гуляем по узким, мощеным булыжником улииаКуско. Оглядевшись, я понял, что не только испанский собор сидит на плечах более ранней культуры весь город производит несколько двойственное впечатление. Почти все просторные, с балконами колониальные дома и дворцы, что высились вокруг меня, вснчали собой инкские фундаменты либо включали в себя целиком инкские конструкции, обраэчики той же прекрасной многоугольной архитектуры, что и храм Кориканча. На одной из аллей, известной под названием Атунрумийок, я остановился, чтобы рассмотреть головоломную геометрию стены, сложенной из бессчетного количества идеально пригнанных друг к другу блоков из природного камня, причем все они были разного размера и формы и взаимно перекрывали стыки в невероятном количестве угловых соединений. Вырубить таким образом отдельные блоки и соединить их в такую сложную систему могли только мастера своего дела, за плечами которых стояли века архитектурных экспериментов. На одном блоке я насчитал 12 углов и сторон только в одной плоскости, причем в зазоры на стыках с соседними блоками мне не удалось всунуть даже уголок листа тонкой бумаги.