Указатель:

География Столица Население Язык Валюта Обмен Валюты Растительный мир Животный Мир Государственное устройство, политика партии Экономика Транспортные коммуникации История Достопримечательности Карты Визы Таможня Кредитные карточки Телефоны Вакцины Медициннское обслуживание Часы работы

См. также:

Лима Древнее Перу Чавин Ягуар - Божество Чавин Паракас Ткани Паракас Керамика Паракаса Наска Рисунки Наска Индейцы в воздухе Мочика Воссозданная в глине Серьга Моче След инков, уходяящий в прошлое Общение с духами Знаки времени

Вся информация о Перу Распечатать

Ткани Паракас

Некоторые древние перуанские цивилизации оставили после себя много предметов материальной культуры. Так, индейцы культуры Наска передали в наследство будущим поколениям свои рисунки, инки архитектурные памятники, а представители культуры Паракас великолепные ткани. В «городе мертвых» были найдены не только мумифицированные тела усопших, но и ткани, столь богато и искусно расшитые, что и поныне их красота и качество вызывают восхищение любого специалиста.

Более того, знатоки считают ткани и плащи культуры Паракас лучшими текстильными изделиями древних культур мира. Прежде всего, ученые начали исследовать погребальные рулоны из Паракас Некрополис. Они кажутся несколько странными. Внизу, у основания, они имеют диаметр 150 и более сантиметров, наверху – чуть более метра. Внешней «оболочкой» порой служил кожаный мешок или сеть, сплетенная из растительных волокон. Здесь, в Паракасе, покойников всегда заворачивали в длинное полотнище из хлопчатобумажной ткани. Второй слой обычно представляет собой полотняный мешок, крепко связанный сверху.

Если развязать его, то под ним можно найти еще один слой материи, в которую вкладывали «унку», нечто вроде рубахи. Далее разматываются еще один-два витка крепко облегающей тело материи. Под ними уже две тысячи лет ожидает своего освободителя нагая мумия, посаженная в плетеную корзину – плетенку. Колени прижаты к подбородку, конечности привязаны к телу веревками, которые нередко стягивают и пальцы на обеих руках умершего. Ткани из паракасских могильников сотканы из шерсти или хлопка. Шерстяные ткани, вышедшие из рук ткачей, пережили две с лишним тысячи лет и сохранились лучше чем, хлопчатобумажные. К счас-тью, плащи и другие одеяния паракасцев, как правило, были сотканы из шерсти. Все предметы облачения обычно совершенно новые.

В рулонах всегда налицо полный «комплект», украшенный, как правило, одинаковым орнаментом. «Комплект» включал в себя четыре основных предмета мужской одежды: юбка, рубаха – «унку», головной убор (полоса в несколько метров длиной и примерно в 3 метра шириной, несколько раз обмотанную вокруг головы и напоминающую тюрбан) и плащ, который, безусловно, привлек бы наибольшее внимание своим великолепием. Именно погребальный плащ являлся свидетельством привилегированного общественного положения покойного.

Чем больше плащей, тем знатнее человек. В Паракас Некрополис были найдены мумии, «одетые» в пять и более плащей. Паракасские плащи сшиты обычно из одного куска шерстяной ткани, как правило, размером 2,5 ґ 1,25 метра. Плащи украшали различные вышитые фигуры. Вышивку паракас-цев на первый взгляд можно принять за рисунок или аппликацию, настолько тонко она выполнена. Сверху донизу плащ покрыт разноцветными узорами или широкими полосами.

Всего ученые обнаружили на плащах в Паракас Некрополис 22 расцветки и хоть это покажется невероятным 190 оттенков! Краски изготовлялись из самых различных природных материалов. Мас-терство, с которым выполнены вышивки, наводит на мысль, что в Паракасе существовали настоящие мастерские. Один плащ нужно было вышивать, скорее всего, года три. Из этого следует, что знатные особы заказывали посмертное облачение еще при жизни, как, например, египетские правители при жизни строили свое посмертное жилище. Точный способ изготовления тканей неизвестен, так как в Паракасе не найдено ни ткацких станков, ни их изображений.

Тем не менее, возможно, что для изготовления меньших по размеру изделий использовались небольшие станки с задним расположением ремней. Ткани больших размеров не могли делаться на ткацких станках, потому что ширина ткани при этом ограничивается размахом рук ткача. Пытаясь понять значение изображений, вышитых на тканях из захоронений Паракаса, историки подвергли их детальному анализу. В процессе изучения было выделено три основных стиля вышивки: линеарный, широколинеар-ный и цветоблочный. Работающая в стиле цветового блока вышивальщица намечала образы нитками, а затем заполняла их различными оттенками. Бесчисленные стежки позволяли детально изображать людей, сверхъестест-венные существа, животных и растения. Люди и сверхъестественные существа носят туники и украшения, держат в руках веера, копья и пращи, похожие на те, что обнаружены в захороненных свертках. При использовании линеарного стиля вышивальщица выполняла работу в обратном порядке: по мере того, как она расшивала стежками фон, изображения проявлялись, как негативы, и заполнялись многоцветными параллельными рядами стежков по вертикали, горизонтали и диагонали. Работающая в стиле широкой линии вышивальщица укладывала множество рядов стежков одного и того же цвета так близко один от другого, что на ткани появлялись широкие линии или полосы.

Изображения, выполненные в линеарном стиле и в стиле широкой линии, обычно более абстрактны, чем в стиле цветового блока: вместо специфических характеристик предмета или существа здесь дан, скорее, общий тип. Как в линеарном стиле, так и в стиле цветового блока часто изображаются фигуры из черточек. Костюмы и украшения весьма абстрактны, что затрудняет трактовку. На паракасских тканях можно видеть загадочные фигуры, напоминающие сфинксов, рыб, птиц и других животных с лицом человека. Иногда одна и та же фигура дана в четырех разных позициях. Это навело некоторых исследователей на мысль, что фигуры могли выполнять роль некоего лунного календаря, а четыре их подобия олицетворяли четыре фазы луны.

Попытки объяснить смысл загадочных фигур на паракасских плащах продолжаются и поныне. Однако, совершенно очевидно, что это не просто сверхъестественные существа. Кроме версии о возможном лунном календаре существует и еще одна, которая предполагает, что фигуры – это знаки древнейшего перуанского письма, а изображения на плащах мертвых в Паракас Некрополис не что иное, как древнейшая перуанская библиотека. Проблема, конечно в том, чтобы перевести эти тексты в слова, особенно если учесть, что даже особый прием скручивания нитки в куске ткани может иметь скрытый смысл.

Изысканные рисунки могли нести информацию об общест-венном статусе носившего одежду, о его ритуальных обязанностях или занятиях, а также о его происхождении. Некоторые мотивы были настолько важными, что перекочевывали с ткани на ткань в течение семи с поколений без больших иконографических или формальных изменений. Охотнее всего обитатели Паракаса украшали свои плащи различными фигурами. Порой они изображали сами себя. Так были найдены ткани с изображением людей, держащих в руках дубины, ножи и копья. Некоторые фигурки держат в одной руке жезл, а в другой – отсеченную голову врага. Некоторые ученые предпо-лагают, что «фигурки воинов» могут представлять вождей различных племен, другие считают, что владелец этого покрывала был воином, и что рисунок указывает на роль в обществе. Некоторые смотрят на проблему еще шире и считают, что эти фигурки как бы олицетворяют человеческую агрессию.

Среди изображенных представителей животного мира наиболее часты птицы, но встречаются и дикие кошки, и странные существа, объединяющие кошачьи черты с чертами других животных. Есть тут и змееподобные существа, рыбы, обезьяны, грызуны и ящерицы, а также гуанако. Еще чаще, чем животные, встречаются изображения людей, переодетых животными, а в некоторых случаях – воображающих себя растениями.

Вероятно, это участники каких-либо ритуалов, принимавшие на себя качества воплощаемых существ. Однако, в могилах не было найдено ни одного костюма животного, хотя на вышитых погребальных покрывалах детально изображены люди в таких костюмах. Исследователи считают, что вожди племени перед смертью передавали костюмы для ритуальных маскарадов своим преемникам. У создателей всех этих изображений, конечно, была духовная связь с природой. Вытканные вручную ткани до сих пор продолжают играть важную роль в Андах. Жители вытаскивают драгоценные ткани, доставшиеся им по наследству, и используют их в ритуалах, умиротворяя духов предков и силы природы. Мотивы тут так же разнообразны. Некоторые рисунки встречаются так часто, что исследователи дали им имена.

Один из этих рисунков, известный как «Шаман в экстазе», есть на десятках одежд из Некрополиса. Его тело выгнуто, голова откинута назад, а руки протянуты вперед, словно его застали в момент страстного порыва. В одной руке шаман зажал веер из перьев, который предполагает силу и символизирует птицу (покровителя ритуального транса). В другой руке шамана – жезл или трубка для вдыхания галлюциногенов.

Нагрудное украшение могло символизировать волшебное зеркало, сообщающее шаману дар провидения. Из зооморфных изображений также, прежде всего, нужно попытаться извлечь символическое значение. Главный хищник океана, акула могла рассматриваться как хранитель природных морских богатств, возможно, даже как олицетворение океана. Кошек считают возможной метафорой сухопутного мира, а изображение головы противника или, как ни странно, зернышек фасоли служит свидетельством того, что у индейцев существовала казнь посредством отсечения головы. Но даже, если когда-нибудь будет четко установлено, что странные существа на плащах из «города мертвых» всего лишь замечательные украшения, что вряд ли на взгляд любого здравомыслящего человека, это ничего не убавит в великолепии и совершенстве древних паракасских тканей.