Указатель:

География Столица Население Язык Валюта Обмен Валюты Растительный мир Животный Мир Государственное устройство, политика партии Экономика Транспортные коммуникации История Достопримечательности Карты Визы Таможня Кредитные карточки Телефоны Вакцины Медициннское обслуживание Часы работы

См. также:

Лима Древнее Перу Чавин Ягуар - Божество Чавин Паракас Ткани Паракас Керамика Паракаса Наска Рисунки Наска Индейцы в воздухе Мочика Воссозданная в глине Серьга Моче След инков, уходяящий в прошлое Общение с духами Знаки времени

Вся информация о Перу Распечатать

Наска

Наска Эта культура является своего рода преемницей Паракаса. Крупнейшие центры Наска отчасти занимают те же территории, на которых располагались и знаменитые могилышки с сидящими мумиями. Как говорят археологи, материал культуры Наска залегает прямо над слоями с керамикой типа Паракас. Правда в последней фазе Наска центр активности перемещается из долины в 80 км побережья в горные райоиы - Айакучо. Во временном отношении она в плотиую примыкает к поздним памятникам Паракаса. Эта культура унасле-довала также определенное стилистическое и иконографическое сходство от своих предшественниц. Прежде всего, это культ глазастого существа, традиция изготовления двойных сосудов с общей ручкой и, кроме того, практика (правда, в чуть измененном видe) черепных трепанаций. Следует заметить, что до сих пор культурная преемственность прослеживалась в распространении традиций с севера на юг вдоль побережья: Чавин, Паракас, Наска. Наска же, практически накладываясь на Паракас, начинает движение в горы.

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены по преимуществу в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым круппым был, но-видимому, воздвигнутый в раннем периоде в долипе реки Наска центр Кауачи. Здесь было обнаружено шесть пирамидальных холмов - то есть к естественным холмам были пристроены террасы, а все сооружение выложеио адобами. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки. В центре поселения возвышался так называемый Большой храм. Он также возник на естественном, по подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую пирамиду. Вокруг располагались площади, дворы, строепия с низкими стенами из сырцового кирпича и погребения. В пределах этого церемониального центра было обнаружено множество глиняных сосудов. Многие великолепные сосуды были изготовлены в Кауачи. Вместе с тем, стало неожиданностыо, что немало изделий было неместного происхождения. По всей видимости, их приносили собой паломникн, стекавшиеся из самых удаленных уголков в этот важный церемониальный центр. Археолог Стронг, первым раскопавший Кауачи, даже назвал его столицей цивилизации Наска во времена ее особенно пышного расцвета. Пожалуй, он верно оценил значимость этого древнего города, занимавшего площадь в 24 км и просуществовавшего целых шесть столетий с 300 года до н.э. по 300 год н.э.Кроме того, вскоре совсем рядом был обнаружен более поздний комплекс, немало удививший археологов. На низкой платформе из адобов было установлено 12 рядов столбов из стволов рожкового дерева альгарробы. В каждом ряду находилось по 20 двухметровых столбов,раздвоенных сверху. Эту прямоугольную конструкцию даже шутливо поименовали деревянным Стоунхенджем, хотя сходство с настоящим Стоундхенджем заключается лишь в церемониальном назначении этих двух памятников.
К западу и к югу уже цепочками тянулись столбы поменьше. Складывалось впечатление, что этими цепочками разгораживались какие-то постройки. Были и другие конструкции, назначение которых до сих нор не выяснено.Находки следовали одна за одной. Вскоре было обнаружено поселение названное Уака-дель-Лоро (Святилище попугая и относившееся к самому концу культуры Наска. Свое название место получило благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженнюй в центральном круглом здании. К этому зданию - предположительно святилищу - с севера и юга примыкали комнаты. Стены были сложеиы из камней и гальки, обмазаны глииой выкрашены в красный цвет. С юга к сооружению вели лестницы, огорожениые плетнем Строиг решил, что это были загоны для морских свинок. Трудно представить чем он руководствовался в своих рассуждениях. Возможио, тем обстоятельством, что внутри здания, помимо мумии ара, находились еще и мумифицированиые остатки морской свинки, ламы, а также кость кита.Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми - во избежание большого испарепия воды в зоне пустыни.Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.

Наска ,Вслед за Паракасом, очевидно, в середине 2 века до н.э., на сцену перуанской истории вступают индейцы культуры Наска. В отличие от своих предшественников они жили не на берегу моря, а в нескольких южноперуанских долинах. Главным центром этой цивилизации были долины рек Ика, Писко и Наска, примерно в 60-80 километрах от побережья Тихого океана, то есть южнее «полуострова мумий». Насканцы были хорошими земледельцами. Однако производство сельскохозяйственной продукции зависело(значительно больше, чем некогда на северном побережье Перу) от воды. Тут ее было очень мало. В некоторых областях дожди почти совсем не выпадали, а реки, в долинах которых жили насканцы, высыхали порой на десять месяцев в году. И насканцы достаточно часто меняли место в поисках воды. Часто они находили ее под землей. Для того чтобы иметь воду под рукой для поливки полей, они строили большие резервуары, которые и сейчас, две тысячи лет спустя, служат жителям в Ахе, Копаре, Бисамбре и других южноамериканских оазисах. Насканцы строили и наземные водопроводы, доставлявшие бесценную влагу прямо на поля. Рыли они и большие подземные акведуки, укрепляя их стены каменными блоками, а для потолков используя балки из стволов мескитового дерева (альгароба). Многие из насканских подземных водных тоннелей были открыты миру итальянским географом Антонио Раймонди. Он выяснил, что эти подземные каналы чрезвычайно длинны и многие имеют довольно большое поперечное сечение. Они настолько просторны, что в некоторые из них мог бы войти, не сгибаясь, человек среднего роста. Ученый обнаружил также особые углубления в земле (индейцы называют их «глазами»), через которые во многих местах можно было входить в канал для его очистки или ремонта. Через них же насканские тоннели и «дышали».Гидросооружения древних насканцев свидетельствуют о том, какое большое значение в их жизни имела вода. Борьба за воду, возможно, была главной причиной войн и завоеваний насканской империи.Один из знатоков культуры Наска, директор перуанского Национального музея доктор Л.Г.Лумбреас, в связи с этим подчер-кивает, что насканское общество постепенно утрачивало свой религиозный характер и все больше «милитаризировалось». В поздние периоды истории культуры Наска со следами ее представителей можно встретиться на уже большей территории, чем прежде. Археологические находки свидетельствуют, к примеру, что насканские воины позднего периода захватили большую часть территории южноперуанской долины реки Акари. В этой долине, на самой окраине нынешнего города, носящего то же название, профессор-археолог Джон Хоуленд нашел развалины городища в километр длиной и полкилометра шириной, обнесенного каменными стенами. В верховьях реки Акари были обнаружены развалины других крепостей - Човаченто, Амато и Уарато. Открытие развалин нескольких городищ имеет большое значение, поскольку долгое время вообще не было известно о поселениях насканцев.Города в долине реки Ика возникли вскоре после появления культуры Наска. В долине реки Акари они были построены в период завоевания этой территории нас-канцами. Но ни долина реки Ика, ни долина реки Акари не были место нахож-дением столицы насканского общества. Ныне уже не приходится сомневаться, что ею был большой город в долине реки Наска, на территории нынешней асьенды Кауачи. Столицу насканцев называют по имени этой асьенды. Наряду с жилыми постройками в Кауачи были обнаружены и здания административ-ного характера, а также строения, связанные с религиозным культом. В центре поселения возвышается так называемый «Большой храм» в виде пирамиды высотой 22 метра с несколькими ступенями. На вершине «храма», как и в древней Месоамерике, была расположена маленькая деревянная «часовенка». Сохранились в Кауачи и остатки «Большого дворца», очевидно резиденции «главы» этого южноперуанского государства. Город делился на шесть больших кварталов. Столица цивилизации Наска все еще ожидает более тщательного археологического исследования. Но уже и сейчас расчищенные жилые кварталы свидетельствуют о том, что это был красивый город, где жило несколько тысяч человек.

Некоторые ученые считают именно Кауачи а не Чавин первым настоящим городом в Перу. А деревянные колонны здешнего храма прекрасное топливо. В печах жителей долины Наска постепенно исчезает одна колонна Эскакерии за другой. В 1957 году, во время последней «переписи» насканских колонн, их осталось всего 47. Однако с той поры это количество явно уменьшилось. К счастью, колонны насканского святилища не превратились в золу к тому моменту, когда Эстакерию открыли ученые.