Указатель:

География Столица Население Язык Валюта Обмен Валюты Растительный мир Животный Мир Государственное устройство, политика партии Экономика Транспортные коммуникации История Достопримечательности Карты Визы Таможня Кредитные карточки Телефоны Вакцины Медициннское обслуживание Часы работы

См. также:

Лима Древнее Перу Чавин Ягуар - Божество Чавин Паракас Ткани Паракас Керамика Паракаса Наска Рисунки Наска Индейцы в воздухе Мочика Воссозданная в глине Серьга Моче След инков, уходяящий в прошлое Общение с духами Знаки времени

Вся информация о Перу Распечатать

Индейцы в воздухе

То, что в доколумбову эпоху индейцы не знали тайны воздухоплавания, признают все знатоки истории и культуры древней Америки. Однако, рисунки насканской пампы как бы подсказывают иное мнение. И потому не удивительно, что после того, как гигантская «галерея» на юге Перу вызвала всеобщий интерес, в Пампа де Наска появился Джим Вудмэн. Это был человек, который искал следы древних индейцев не только на земле, но и в воздухе и пытался доказать, что далекие предки нынешних жителей этого района были способны не только создавать огромные изображения, но и подниматься в облака, обозревать свои творения с высоты птичьего полета.

Эксперимент Вудмэна, получивший краткое название «Наска», не убедил исследователей древнеамериканских культур в том, что древние индейцы совершали полеты в воздухе. Однако сам по себе этот эксперимент настолько интересен, что с учетом некоторых вполне законных оговорок о нем стоит упомянуть.

Проекту «Наска» предшествовал вопрос, на который даже тонкие знатоки индейских культур древнего Перу не могли дать исчерпывающего ответа: способны ли были древние жители пампы сделать эти рисунки, будучи не в состоянии видеть их с необходимой высоты в несколько сот метров?

Джим Вудмэн, осматривая пустыню Наска, тоже задавал себе этот вопрос. Его ответ был более чем неожиданным: «То, что ученые до сих пор ничего не знают о летательных аппаратах древних перуанцев, вовсе не означает, что индейцы не умели летать».

Разрабатывая свой проект, Вудмэн поставил перед собой две задачи: во-первых, ответить на вопрос, какими воздухоплавательными средствами могли пользоваться жившие здесь древние индейцы, и собрать необходимые доказательства; во-вторых, попытаться воссоздать древнеперуанский воздушный корабль, то есть реконструировать его.

На вопрос, каким образом летали древние перуанцы, Вудмэн и его сотрудники дали однозначный ответ: на воздушном шаре, заполненном нагретым воздухом. Итак, к гипотетическим «летающим тарелкам» добавляется еще одно средство аэронавтики – воздушный шар.

Вудмэн старался обнаружить косвенные свидетельства и факты, говорящие о том, что в доколумбовой и послеколумбовой Америке были известны полеты на воздушном шаре. Сведения он собирал не один, а с большой группой сотрудников-любителей и профессионалов – Международного Общества Исследователей. Важнейшим открытием этой группы было открытие полета ныне практически не известного ни в Европе, ни в США Бартоломеу де Гусмана, жителя Южной Америки. Задолго до исторического полета в Видалон-лез-Анноне, совершенного в 1783 году на воздушном шаре и прославившего французов братьев Этьена и Жозефа Монгольфье, Бартоломеу предложил проект создания шара, который наполнялся нагретым воздухом и предназначался для транспортировки людей. Памятник, теперь уже забытому латиноамериканцу, есть на одной из площадей бразильского портового города Сантус.

8 августа 1709 года Бартоломеу де Гусман прибыл в Португалию и явился на аудиенцию к королю. Он предложил ему проект создания шара для полетов над землей при помощи нагретого воздуха и тут же продемонстрировал уменьшенную модель такого летательного аппарата. Оболочка была из хлопчатобумажной материи, корзина сплетена из прутьев. Гусман развел под соплом огонь, и на глазах восхищенного короля и его свиты модель воздушного шара поднялась в небо.

Демонстрация была более чем успешной, король не возражал против строительства воздушного шара. Более того, он распорядился оказать финансовую поддержку для создания летающего корабля, в корзине которого мог бы поместиться взрослый человек.

Уже через два месяца воздушный шар был готов к полету. Его назвали «Passarola», что в переводе с португальского означает «Воробушек». Говорят, что шар будто бы несколько раз пролетал над Лиссабоном на высоте более 1000 метров. Единственным пассажиром был сам Бартоломеу де Гусман, которого лиссабонцы стали называть «O Voador» – «Летающий человек».

Трагический поворот в судьбе молодого таланта устроила инквизиция. Бартоломеу пришлось бежать в Испанию, где он и умер в возрасте 38 лет всеми забытым изгнанником. Так же быстро был забыт и его воздушный шар.

Помнили о Гусмане лишь жители его родного города. На почтовой марке, выпущенной в 1944 году, изображены Гусман и его воздушный шар. У последнего своеобразная форма, напоминающая перевернутую пирамиду. Именно так, согласно утверждениям инициаторов проекта «Наска» выглядели и предполагаемые воздушные шары перуанцев доколумбовой эпохи.

Зная форму воздушного шара индейцев, Вудмэн и его друзья стали искать материал, из которого древние перуанцы могли соорудить свой воздушный корабль. Для верхнего покрытия скорее всего должна была служить хлопчатобумажная ткань. Именно ее и начали исследовать члены МОИ. Они взяли образчики ткани из могил насканцев и вылетели в американский город Су-Фолс, где находился крупнейший в мире завод по производству аэростатов, приводимых в движение нагретым воздухом. Результаты испытания тканей в лаборатории были весьма положительными. Хлопчатобумажные ткани насканцев оказались даже значительно плотнее современных тканей. Ткани не были тяжелыми. Измерительный тестер засвидетельствовал еще один невероятный факт: воздухопроницаемость у древнеперуанских тканей меньше, чем у тех, из которых сегодня изготовляют парашюты.

Итак, лабораторная проверка тканей древних насканцев показала, что из них можно изготовить воздушный шар, пригодный для полета. На этом закончился первый этап эксперимента.

Второй этап решили провести непосредственным экспериментальным путем. Члены МОИ и Джим Вудмэн решили соорудить воздушный шар и подняться над насканской пампой.

Воздушный шар получил название «Кондор-1». По форме «Кондор» напоминал летательный аппарат Гусмана, то есть перевернутую вверх дном пирамиду. Корзину сплели из тоторы (тростника, растущего по берегам высокогорного озера Титикака) индейцы народности аймара из прибрежной деревни Уатайата.

Корзина была рассчитана на двух членов экипажа. В день эксперимента в корзину поднялись Джим Вудмэн и Джулиан Нотт (чемпион мира по полетам на аэростатах). Полет по желанию Вудмэна был совершен именно в пустыне Наска. Здесь была выкопана яма для костра, наподобие тех, которые в несчетном числе были найдены с уже обгоревшими краями. Помощники развели огонь, и «Кондор» стал медленно наполняться горячим воздухом. Вудмэн и Нотт взлетели. Они достигли на своем необычном воздушном корабле высоты около 130 метров и увидели с воздуха насканские изображения. Затем «Кондор» также спокойно опустил их на землю.

Первой, кто поздравил Вудмэна и Нотта, была «некоронованная королева пустыни Наска» Мария Райхе. Таким образом, эксперимент был удачно завершен.

Вудмэн со своим проектом – не единственный, кто искал следы древних перуанцев в облаках. В Колумбии в Музее Золота был замечен экспонат вызвавший особый интерес. Речь идет об игрушке, напоминающей планер. У нее есть корпус, крылья, даже некое подобие хвостового руля. То есть все, что свойственно аэроплану. Несмотря на столь явное сходство, долгое время этот экспонат считали рыбой и даже неким колумбийским крылатым насекомым. Споры продолжались до тех пор, пока известный знаток древнеамериканских культур доктор Андерсен не задал вопрос, много лет не дававший покой некоторым археологам. Вопрос был необычный: не является ли предмет, так похожий на планер и в самом деле планером?

Загадочная игрушка была передана на экспертизу специалистам-авиаконструкторам. Они испытали ее в аэродинамической трубе. Результат оказался поразительным: летные данные золотой игрушки, точнее, планера, оказались превосходными. Если бы по этому образцу была построена настоящая модель, она летала бы со значительной скоростью. Причем управление подобным летальным аппаратом было бы относительно простым.

Так впервые в истории культур Южной Америки встретилось слово «планер».
Эксперимент Вудмена, несмотря на оригинальность пока не убедил специалистов по культурам древнего Перу в том, что индейцы умели летать, однако можно рассматривать данные свидетельства первыми в кирпичиками в стене, которая со временем станет прочным зданием под названием «Истинная история».