Указатель:

География Столица Население Язык Валюта Обмен Валюты Растительный мир Животный Мир Государственное устройство, политика партии Экономика Транспортные коммуникации История Достопримечательности Карты Визы Таможня Кредитные карточки Телефоны Вакцины Медициннское обслуживание Часы работы

См. также:

Лима Древнее Перу Чавин Ягуар - Божество Чавин Паракас Ткани Паракас Керамика Паракаса Наска Рисунки Наска Индейцы в воздухе Мочика Воссозданная в глине Серьга Моче След инков, уходяящий в прошлое Общение с духами Знаки времени

Вся информация о Перу Распечатать

Паракас

Культура Чавин исчезает примерно около 300 года до н.э., так же неожиданно, как и появилась. Затем долгое время обнаруживаются местные культуры, чье влияние распрос- траняется лишь на малые территории. Культура, которая следовала непосредственно за Чавином, возникла на южном побережье Перу. Она получила первоначально название Паракас по находкам, сделанным в середине 20-х годов на одноименном полуострове. Слово «Паракас» означало на одном из местных индейских языков «песчаный дождь».

Очень подходящее название для пустынного, покрытого красноватыми песками полу острова, куда заходят и глубоко вклиниваются в Тихий океан отроги горного пояса Серро Колорадо. На южноперуанском пустынном полуострове никто не живет. Это мертвая земля. Однако в начале нашего столетия выяснилось, что Паракас это не только мертвая земля, но и земля мертвых. Случайно ставшие здесь на якорь рыбаки нашли в южной оконечности полуострова странные могилы, в которых были обнаружены удивительные ткани, каких в нынешнем Перу уже не производят. О случайной находке опять узнал не кто иной, как Хулио Сесар Тельо.

Ради этих небольших кусточков ткани Тельо отправился на полуостров Паракас, где, по общему мнению, никто никогда не жил. «Песчаный дождь» не обманул его ожиданий. Напротив, он подарил редкому гостю, пожалуй, самое велико- лепное из его открытий. Под вековыми наносами красноватого песка Тельо нашел не только множество клочков тканей и могил, но и целый великолепный «город мертвых», своеобразное и весьма обширное место захоронения. И даже не одно…Здешний сухой климат великолепно законсервировал почти все захоронения. В могильниках сохранились и мумии перуанских индейцев, которые некогда построили для себя этот необычный населенный пункт. Позднее Тельо назвал эту своеобразную культуру Паракас по имени полуострова, где фортуна оказалась к нему более благосклонной, чем где бы то ни было.В последующие годы на «полуострове мумий» вели раскопки и другие ученые, в том числе одна из немногих перуанских женщин-археологов Ребекка Карьон Качот. Результатом их деятельности было не только открытие новых могильников. Они установили, что культура Паракас, согласно имеющимся данным, существовала в этой части Перу не менее 500 лет и в своей ранней фазе находилась под значительным влиянием Чавина и его художественного стиля. На древнейших паракасских тканях и керамике часто обнаруживались изображения свяще-нного ягуара, культ которого господствовал в Чавине.

Более древние памятники были найдены в первом из трех существенно отличающихся друг от друга мест погребения. Тельо назвал его (по следам названия грабителей могильников) Кабеза Ларга или «Длинная Голова» из за удлиненных деформированных черепов у покоящихся там мумий.

Второе кладбище Паракас километра. Паракасские «каверны» (пещеры, ямы) по форме похожи на бутылки знаменитого итальянского вина кьянти с длинным узким горлышком и широким дном. В «бутылке», то есть, в подземной камере, на глубине примерно 6 - 9 метров от поверхности земли рядами уложены мумии, завернутые в широкие ткани из шерсти или из хлопка. Останки покойников великолепно сохранились благодаря мумификаторам и сухому климату Паракаса. Умерших обычно хоронили сидя, с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на гру Кавернас, находилось от первого захоронения на расстоянии примерно в 1,5 ди руками. Ученых привлек тот факт, что черепа покойников были не только деформированы, но и кое-где носили следы явной трепанации, что свидетельствует о высоком уровне древнеперуанской хирургии. В пещерах рядом с мумиями лежали многочисленные подарки, которые приносили близкие родстве-нники покойных. Они должны были сопровождать мумию в последний путь. Это маленькие золотые украшения, обломки тростника тотора, сети для рыбной ловли, остатки рыбы другой пищи, кроме того, оружие и другой инвентарь: обсидиановые и костяные ножи, каменные топоры, особые трубочки для вдыхания табака, а также ткани и керамика, десятки, сотни сосудов, украшенных различными орнаментами. Одни еще близки к изображениям культуры Чавин и его божеству ягуару, на других уже появляются впоследствии широко распространенные геометрические узоры. Особого внимания заслуживают сохранившиеся медицинские инструменты, которыми лекари Паракаса делали операции на черепе.В 1927 году Тельо нашел на полуострове Паракас, близ бутылевидных могил, под высоким наносом песка другое место захоронения, с еще большими погребальными камерами, «вестибюлями», длинными коридорами и внутренними двориками. Толщина стен подземных помещений достигает 30-40 сантиметров. Они выложены из камней, китовых костей и других подобных материалов. Обнаруженные Тельо погребальные сооружения напоминали остатки жилого комплекса, и потому первооткрыватель назвал его Некрополис (по гречески «город мертвых»). Паракас Некрополис был построен в более поздний период существования древнеперуанской цивилизации Паракас. Под таким названием он и вошел в историю. Паракасский «город мертвых», «населенный» десятками мумий, отличается от паракасских «каверн». Здесь хоронили не всякого. Это место захоронения лишь для «благородных», тех, что был побогаче, нечто вроде «посмертного клуба» для избранных. Поражало богатство одежды умершего. Это был не простой саван или рубаха. Каждая мумия была завернута в один или несколько прекрасных плащей. Именно погребальный плащ являлся свидетельством привилегированного общественного положения покойного. Чем больше плащей, тем знатнее человек. Мумификаторы из «города мертвых» следовали точно разработанной методике. Сначала они отделяли голову от тела, затем из головы через носовую полость вынимали мозги, а также удаляли у покойника глаза. Тело вскрывали дважды: сначала, чтобы извлечь легкие, желудок, сердце и другие внутренности, а, затем, разрезав прямую кишку, вынимали кишечник. Труп после извлечения тщательно бальза-мировали. Вслед за этим его сушили над огнем или на палящем солнце.

Постепенно тело полностью высыхало, как бы уменьшаясь в своих размерах. Отделенная от тела голова возвращалась на место. И, наконец, набальзамированные останки заворачивались в широкие куски ткани. Некоторые паракасские мумии преподнесли своим открывателям неожиданные сюрпризы: так, в одном из рулонов, был обнаружен мужчина с длинными пышными усами и бородой, что, в общих чертах, было нетипичным для того времени. Дальнейшие находки помогли датировать возраст «города мертвых». Посредством радио-активного углерода удалось, определить дату мумификации одного из «мужчин в плащах» 304 год до н.э. (разумеется, с допустимыми отклонениями). В одном из районов культуры Паракас Некрополис было сделано еще одно поразительное открытие: знаменитый перуанский палеопатолог Оскар Уртеага Бальон якобы посадил после особой обработки зернышки кукурузы, найденные в одном из могильников, и те еще раз скажем «якобы» – дали ростки. Собственно, это прекрасный символ: из земли давно погибшей цивилизации родилась новая жизнь! . Но как бы ни обстояло дело с зернами кукурузы из могильника Паракас Некрополис, совершенно очевидно, что из культуры Паракас взошла новая высокая культура культура Наска.